Brest

Брест – город, расположенный на правом берегу Западного Буга на границе Беларуси с Польшей. Первое письменное упоминание о Бресте встречается в «Повести временных лет» 1019 года. В 1319 – 1795 гг. входил в состав Великого Княжества Литовского. Древнейшее название города – Берестье. С конца XVII до начала XX века носил название Брест-Литовск, в 1921-1939 гг. – Брест-над-Бугом, центр Полесского воеводства, с сентября 1939 года – Брест. Бриск – название Бреста на идиш.

Первые евреи – жители Бреста, гонимые из Германии, появились в городе в начале XII века с разрешения короля Владислава. Евреи в Бресте занимались торговлей и ремеслами. Численностью они превосходили всех прочих жителей города.

В 1229 году князь Галицкий и Волынский Даниил Романович завершил объединение Волынских земель, в состав которых был включен и Брест. Князь приглашал на свои земли немцев, евреев, армян и давал им некоторые льготы. Великий князь Гедимин (1316-1341), который в 1319 году овладел Брестом, также призывал купцов и ремесленников, среди которых было немало евреев, селиться в городе. В XIV веке они уже составляли значительную часть населения.

В 1388 году князь Гродненский и Волынский Витовт подтвердил привилегии, данные евреям, и 24 июня подписал грамоту («привилей-судебник») брестским евреям. Предоставляя евреям широкую автономию, привилей обеспечивал им свободу вероисповедания и торговли, превращая их в отдельное сословие свободных людей.

В XIV-XVII вв. еврейская община Бреста играла руководящую роль в жизни еврейства ВКЛ. В эпоху правления короля Казимира IV Ягеллона (1447-1492) почти все крупные коммерческо-финансовые операции Великого княжества Литовского производились брестскими евреями. Им принадлежали преимущественные права по сбору пошлин и налогов в различных частях страны, они арендовали таможни, владели земельными участками, поместьями и целыми деревнями. В 1483 году евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.

В апреле 1495 году преемник Казимира - Александр Ягеллон - издал Указ об изгнании евреев из страны: «Жидову с земли вон выбити». Брестские евреи потеряли свое имущество, а городская синагога была превращена в костел и госпиталь. Однако уже в 1503 году иудеи получили обратно принадлежавшую им собственность.

В период царствования Сигизмунда I (1506-1548) положение евреев еще больше укрепилось. В 1514 году брестский откупщик Михаэль (Михаил) Юзефович был назначен старшиной (обер-раввином) всех литовских евреев.

В 1566 году было составлена «Опись староства Берестейского». Согласно этой описи, в Бресте из общего числа - 746 домов - еврейскими оказались всего 106. Они составляли особый квартал города. Вплоть до сноса старого города (1835 г.) на картах и планах Бреста отмечалась центральная «Жидовская» улица. Зарабатывая немалые деньги, брестские купцы помнили не только о своих коммерческих интересах. В 1569 году сборщики налогов Липман Шмерлович и Мендель Исакович не пожалели средств на приглашение архитектора из Варшавы, поручив ему строительство новой синагоги и частных домов.

Король Стефан Баторий (1580) отдал соляную пошлину в Брестском воеводстве в аренду двум брестским евреям. После его смерти защитником общинных интересов стал смелый и предприимчивый Саул Валь-Каценелленбоген - один из самых знаменитых евреев того времени – польский «король на одну ночь», поселившийся в Бресте и пролоббировавший избрание королем Сигизмунда III. Из известных раввинов Бреста первой половины XVII века следует назвать Йоэла Сиркиса (до 1618) и Меера Валя, сына Саула (до 1631).

В 1630-е годы обострились взаимоотношения между еврейским и христианским населением города. В 1637 г. в Бресте произошел первый еврейский погром, а в 1648 г. Б. Хмельницким было убито 2000 из 5000 евреев Бреста. В 1656 г. польские отряды, овладев Брестом, вырезали значительную часть евреев. В 1656 году, во время восстания Стефана Чарнецкого против шведского владычества, Брест был взят польскими отрядами, которые вырезали значительную часть евреев, а в 1660 г. Брест был разорен русскими войсками, при этом погибла основная часть еврейской общины.

Несмотря на то, что в 1661 году король Ян Казимир освободил евреев от всех повинностей, предписал военным властям «не требовать от брестских евреев ни денег, ни хлеба, ни квартир, ни пищи, ни ночлега», освободил от уплаты водочной аренды, а также от уплаты долгов кредиторам в течение трех лет «ввиду разорения от нашествия врага москвитина», Брест так и не смог оправиться от потерь. В 1676 году еврейское население Бреста, кроме детей до 10 лет, составляло 525 человек обоего пола. Постепенно еврейским центром Речи Посполитой становится Вильно.

В 1669 году брестский кагал добился от короля Михаила нового привилея, который в 1676 году был утвержден Яном III Собесским.

С конца XVII века еврейское население Бреста стало увеличиваться: по переписи 1766 года в брестском кагале числилось 3175 душ.

Брестские евреи внесли значительный вклад в развитие еврейской культуры, в первую очередь, в создание талмудистских сочинений, комментариев по схоластическим проблемам, нравоучений, составленных брестскими раввинами, ректорами ешивы. В отношении образованности и учености евреев Брест превосходил не только другие города Великого княжества Литовского, но сначала даже Вильно, впоследствии ставший центром еврейской учености.

В результате третьего раздела Польши в 1795 году Брест вошел в состав Российской империи.

В конце XVIII - начале XIX вв. в Бресте проживало 2840 евреев (70,9% населения города). В 1802 году пожар уничтожил большую часть еврейского квартала в Бресте. Пожар 1828 года также разрушил много еврейских зданий, среди них пять молитвенных домов. Когда Николай I в 1832 году приказал построить в Бресте крепость, многие исторические здания еврейского квартала, а также старая синагога были разрушены. Брестским евреям была выплачена компенсация за понесенные убытки - 8 тысяч рублей. Евреи, как и все жители города, были переселены на территорию нынешнего Бреста.

К концу первой четверти XIX века количество брестских евреев увеличилось до 4522 человек. Подавляющее большинство из них были ремесленниками. В 1838 году открылась еврейская больница на 40 коек с аптекой, в 1859 году еврей Шерешевский открыл типографию. В 1851 году началось строительство новой синагоги, которое завершилось в 1861 году. В 1866 году в Бресте существовало светское еврейское училище 1-го разряда, в котором в две смены занимались 55 учеников; по инициативе Оренштеина был открыт «Бикур холим» («Дом для вдов»). В 1877 году выстроены бесплатная лечебница, дом для бедных и квартиры для бедных, а также «Талмуд-Тора» для 500 мальчиков. Большую работу проводило Общество вспомоществования бедным евреям «Цдоко-Гдейло», активно действовало «Дамское попечительство о больных и родительницах», существовала организация помощи бедным евреям на Пейсах. По всей Российской империи шла слава о брестских ешивах, которые были оплотом ортодоксального иудаизма. Большим авторитетом пользовались Иешуа Надель, Иешуа Дискин, Йосеф-Бер Соловейчик.

По переписи 1860 года здесь проживало 19343 души обоих полов, в том числе 10320 евреев. По переписи 1897 года, в городе насчитывалось уже 46586 душ обоих полов, из них 30608 евреев, или 65,8 %. Почти все ремесленники были евреями. 40% брестских евреев были заняты в промышленности, 35% - в торговле, 5% - в транспорте и связи, 6% - на частной службе, 7% находились на общественной службе и относились к людям свободных профессий.

В Бресте было в тот период 2 синагоги и 30 молельных домов, хедеры, библиотеки, типографии – 8, фотоателье и пр. В конце XIX – начале XX вв. большая часть ремесленного производства и торговли принадлежало еврейству. Ряд банков, ссудных касс также принадлежало евреям. В Бресте имелись две синагоги и свыше 30 молитвенных домов, действовали хедеры, «Талмуд-Тора», из имевшихся пяти библиотек, восьми типографий, двух литографий и семи фотоателье почти все принадлежали евреям. В конце XIX - начале XX вв. в руках евреев было сосредоточено почти все ремесленное производство, а также значительная часть торговли. Появляются кредитные учреждения - банкирская контора Соловейчика и Моргенштейна, банкирская контора Барласа, частные ссудные кассы Тымянского и Шнайдера.

В мае 1905 года в Бресте произошел еврейский погром, несколько человек было убито, десятки ранены.

В годы Первой мировой войны Брест был оккупирован немецкими войсками. Перед отступлением, русские войска подожгли Брест. Вот как описывает масштабы разрушений очевидец, немецкий офицер: «…Мы вышли из цитадели и направились в город. И тут мосты через Муховец оказались разрушенными; но скоро открывшаяся перед нашими глазами картина заставила нас остановиться, мы поняли, что пока не могло быть и речи о том, чтобы “войти в город”. Как вкопанные остановились мы, глядя на это гигантское зрелище. Насколько мог охватить глаз, мы видели сплошное огромное море поднимавшегося к нему огня, над которым, затемняя солнце, поднималась огромная дымовая туча, возвещавшая на все окрестности: “Брест погиб!”». Город был разрушен на 70%.

 Евреев дважды выселяли из Бреста и прифронтовой зоны. Они рассеялись по городам и местечкам Восточной Белоруссии и регионам России. Лишь в 1917-1918 гг. начинается их массовое возвращение в полуразрушенный войной Брест.

Лишь в 1917 — 1918 начинается возвращение жителей (в основном евреев) в практически разрушенный, опустошенный войной Брест. В 1919 году Брест был захвачен поляками

Накануне I-й мировой войны (1913 г.) в Бресте было 57 068 жителей, из них 39 152 были евреями, а в 1919 – всего 14005, из них 10126 евреи. Этим людям и пришлось восстанавливать город, в условиях эпидемий, отсутствия жилья, канализации и водопровода. Молодое польское государство, не имело средств на восстановление города. Город же восстанавливался за счет средств частных лиц. На практике с помощью энергии и средств его еврейских жителей. Именно поэтому, практически все здания в центре города оказались в еврейской собственности.

Здесь оживляется культурно-просветительское, профсоюзное движение, появляется ряд еврейских политических партий и общественных организаций. В 1920-е годы в городе создается еврейский культурный центр, открывается еврейская публичная библиотека.

Согласно Рижскому мирному договору, в 1921 году Брест-Литовск отошел к Польше. После передачи города Польше многие евреи вернулись в Брест. В 20-х годах XX в., начали появляться еврейские политические партии. Среди наиболее массовых и влиятельных партий, действовавших в Бресте в период 1918-1939 гг. - Бунд, «Поалей-Цион», «Объединение еврейских женщин», «Организация ортодоксальных евреев в Польше». Также существовал «Союз евреев - участников борьбы за независимость Польши», было три еврейских спортивных клуба и водно-спортивный стадион на р. Мухавец. Имелось четыре синагоги и десятки молитвенных домов.

В 1920 году открылась «Еврейская народная школа», где преподавание велось на иврите. Через несколько лет появились две светские школы с преподаванием на идише. В 1936 году в Бресте существовало пять еврейских частных школ; а в Брестском повете в 1939 году из 36 средних общеобразовательных школ 10 были еврейскими.

14 сентября 1939 года фашистская Германия захватила Брест (исключая крепость), а 17 сентября в Брест вступили советские войска. После вступления немецких войск (14 сентября 1939 года) многих евреев угнали на принудительные работы. 22 сентября Брест был передан 29-й танковой бригаде Красной армии во время совместного импровизированного парада и, согласно пакту Молотова-Риббентропа, при разделе Польши он вошел в состав СССР.

Советские власти (с 22 сентября 1939 года) расформировали еврейские общинные учреждения, запретили всякую политическую деятельность и арестовали большинство руководителей еврейских организаций.

В 1939 г. в городе проживало 21518 евреев (41,3 % от всего населения).

Брест был первым городом СССР, почти полностью захваченным гитлеровцами в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Через несколько дней начались расстрелы евреев-мужчин на территории Брестской крепости. Героическая оборона Брестской крепости продолжалась до конца июля 1941 года.

В конце ноября - начале декабря 1941 года оккупанты выделили несколько улиц, переселили туда всех оставшихся в городе евреев и окружили это место колючей проволокой. Всего в брестском гетто было зарегистрировано 18 тысяч евреев.

В ночь с 14 на 15 октября 1942 года город был оцеплен, по всем дорогам и улицам стояли усиленные патрули. С 15 по 16 октября колонны мужчин, женщин и детей выстраивались под конвоем полицейских и направлялись в район Брестской крепости, где их грузили в товарные вагоны и отправляли на станцию «Бронная Гора». Там людей раздевали, заставляли ложиться в ямы лицом вниз, и расстреливали из автоматов. Массовые расстрелы евреев производились также в самом городе.

На 15 октября 1942 года в городе, согласно статистическим данным самих оккупантов, проживало 41091 человек, из них - 16934 евреев. На 16 октября в Бресте числилось уже... 24 162 жителей. С этого дня и вплоть до последней записи в книге учета за 7 января 1944 года сведения о евреях отсутствовали. Освобожден Брест был 28 июля 1944 года в ходе Люблинско-брестской операции.

В послевоенные годы еврейское население Бреста в основном составляли приезжие. В 1970 году в Бресте проживало около 2 тысяч евреев, в январе 1989 года - 1080 евреев, в 1994 году - около 1 тысячи евреев, а в конце 1996 года - около 800. (согласно Закону о Возвращении).

Активная еврейская жизнь стала возникать в начале 90-х годов ХХ века. В 1989 г. было создано Еврейское культурно-просветительское общество «Тарбут». Её председателями был Леонид Коган. Сопредседателями – А. Бляхер, Г. Зимак, Н. Пеккер.  В июле 2001 года еврейская община была перерегистрирована в Брестское городское еврейское общественное объединение «Бриск» (БГЕОО «Бриск»).

Основными направлениями деятельности организации являются:

  • культурно-просветительская деятельность;
  • изучение истории и еврейских традиций, их пропаганда и восстановление в еврейских семьях;
  • поиск и восстановление памятников еврейской культуры, кладбищ, зданий;
  • работа с детьми по изучению культуры и традиций еврейского народа, (клуб «Маленькая страна»);
  • развитие еврейской культуры, организация поездок по историческим местам, отдых и оздоровление детей;
  • установление связей с общинами (диаспорами) других национальностей, с религиозными международными организациями, еврейскими организациями других регионов и стран в рамках уставной деятельности;
  • связь с администрацией районов, горда и области в свете решения возникающих проблем, участие в общегородских мероприятиях, связь со СМИ

Председатель общины

В разное время председателями общины были: М. Шульман, И.Иофе, А. Бляхер, Б.Брук.

Сегодня правление еврейской общины возглавляет Регина Симоненко.

БГЕО «Бриск» является членом Союза БЕООО.

Организация занимается культурно-просветительской деятельностью.

Основной целью для общины является сохранение и развитие еврейской диаспоры. Для достижения этой задачи в общине работают детские и молодёжные программы, группы по изучению иврита, еврейских песен и танцев, изучению истории и традиций еврейского народа, проводятся шаббаты и еврейские праздники. Создаются образовательные проекты и выставки,  проходят «Уроки Холокоста». Создан музей о евреях Бреста. Разрабатывается проект по созданию лапидария на месте бывшего  еврейского кладбища. Осуществляются поездки в еврейские местечки и музеи других регионов и стран.

Проводятся уроки толерантности и устанавливаются связи с общинами (диаспорами) других национальностей, с религиозными международными организациями, еврейскими организациями других регионов и стран в рамках уставной деятельности;

Активно поддерживается связь с администрацией районов, города и области, принимается участие в общегородских мероприятиях. Поддерживается активное взаимодействие со средствами массовой информации.