Baranovichi

В 1871 г. на Западе русской империи завершилось строительство железной дороги, связавшей Москву и Варшаву через Минск и Брест-Литовск. Затем в 1884 была проложена еще одна железная дорога на линии Вильнюс – Ровно. В районе пересечения двух магистралей, возле деревни Барановичи, образовался железнодорожный узел и начало создаваться  (в 80-е годы XVIII века) поселение городского типа. В 1886 г. стала действовать и третья железнодорожная линия между Барановичами и Белостоком. В 1987 г. евреи стали селиться около железной дороги в Барановичах и было их всего 24 человека. Заселение евреев в Барановичах шло медленно, поскольку они не прошли регистрацию (разрешение жить в этих местах). Как только в 1903 г. было получено разрешение, еврейская община стала быстро разрастаться. В 1921 г. здесь уже проживало 6605 евреев – 57,5% от всего населения.

Об успешном экономическом развитии Барановичей на рубеже XIX-XX веков свидетельствуют документы того времени. В одном из них говорится: «Перемещение войск, деятельность Интендантства внутри Барановичей и работы вокруг них послужили причиной поднятия спроса на рабочие руки, на всякие продукты и предметы жизненной необходимости и дали толчок небывалому притоку населения, решению построек и росту торговой деятельности».

Поскольку первые переселенцы селились вдоль железной дороги, то и ремесла развивались такие, чтобы можно было использовать ее, а именно лесопилки, предприятия по переработке леса и сельскохозяйственной продукции.

По мере заселения города евреи развивали и другие ремесла. Практически во всех отраслях промышленности  были еврейские владения. В это время, как следует из записок Ф.Э.Бера, в Барановичах насчитывалось 128 торговых предприятий с оборотом 867 000 рублей.

Из промышленных предприятий, развивающих свою деятельность не только в самом местечке и в ближайшем районе, но и обслуживающих более отдаленные рынки сбыта, следует отметить:

- 3 кирпичных завода;

- мукомольные мельницы Вайнберга, Левина и Шиншиловича;

- фабрики искусственных жерновов «Мукомол» Рогузинского, Гольдберга, Брука и Столовицкого;

- маслобойный завод Шиншиловича, вырабатывающий 40 вагонов семян ежегодно;

- чугунолитейный завод Жуховицкого;

- фабрику проволочных изделий С.Шилайнера;

- завод колесной мази;

- два лесопильных завода;

- типографию Ф.Рубинштейна.

Типография Рубинштейна просуществовала до 1930-х годов. Здесь был отпечатан первый номер Барановичского «Листка объявлений».

Была еврейская больница (здание сохранилось по ул. Гагарина, 6); дом престарелых (здание сохранилось по ул. Маяковского, 12); магазин и склад готового платья, в здании которого во время 1-й Мировой войны находился штаб царской армии, во время 2-й Мировой – магистратура. В настоящее время там находится исторический музей.

После 1-й Мировой войны Барановичи стали резиденцией «Хасидских раввинов» Койдановской и Слонимской династий.

В Барановичах было Еврейское литературно-артистическое общество. В то время (1906-1908 гг.) барановичане могли побывать на концертах гастролирующих знаменитостей или местных музыкантов, повеселиться на семейно-танцевальном вечере или маскараде.

Так в 1908 г. в театре выступал знаменитый еврейский писатель Шолом-Алейхем.

Приезд прогрессивного писателя состоялся по инициативе Барановичского еврейского литературно-артистического общества.

Действовали в Барановичах и электротеатры (кинематограф). Решение на открытие театров было дано в 1909 г. Королькевичу Станиславу Ивановичу; в 1910 г – Юделю Зильбербергу и Берке Шиманскому; в 1912 г. – Файку Гольдману и Янкелю Каменецкому.

Рассказывая о электротеатрах, нельзя  не вспомнить о концерте, посвященном сотой годовщине Отечественной войны 1812 г. Этот концерт стал бенефисом капельмейстера железнодорожной бригады А.Бергина, выпускника Варшавской консерватории. Он состоялся 27 октября1912 г. Известно, что среди исполняемых произведений была Симфония П.И.Чайковского «1812 год», что в концерте принимали участие многие артисты, и местные, и приглашенные…

В связи с упоминанием имени капельмейстера, можно добавить, что А. Бергин стоял у истоков музыкального образования в Барановичах, - в «Листке» нередко встречались его объявления с предложением уроков по теории музыки.

В Барановичах в довоенное время было 10 синагог. Часть из них была разрушена в 1-ю Мировую войну. После 2-й Мировой войны уцелела одна кирпичная стена от синагоги по ул. Мицкевича, 4. После войны ее перестроили в жилой дом.

Очень большое внимание евреи уделяли обучению детей. В городе было 10 еврейских школ. Две из них - средние. В одной из школ преподавание велось на идише, в другой – на иврите. А вообще, в школах изучали три языка.

Было две больших иешивы. Одна из них полностью сохранилась после войны. Теперь там находится спортивная школа олимпийского резерва.

С 1928 г. по 1939 г. в Барановичах издавалось 6 еженедельных изданий на идише. Около города был создан образовательный центр движения HE-CHALUT. Накануне Второй Мировой войны в Барановичах проживало около 30 000 тыс. человек. Из них евреев – более 12 000 тыс.

Хронология Холокоста

Наиболее ярко и наглядно в памяти Барановичей запечатлены годы Великой Отечественной войны – оодного из страшнейших и жесточайших событий не столь далекого прошлого. Наибольшее количество памятников, открытых в городе в послевоенные годы, посвящено событиям тех трагических и героических военных лет.

Сообщение о начале войны пришло в город 22 июня 1941 г. вместе с бомбежками радиостанции, железнодорожного узла, расположений воинских частей и промышленных предприятий. На шестой день войны в Барановичи вошли оккупанты. С этого времени начался новый отсчет в жизни горожан.

В 1942– 43 гг. немцы провели реконструкцию центра города, снесли памятник Неизвестному солдату, а на месте большого участка кладбища разбили сквер.

В начале 1942 г. началось массовое истребление жителей города – граждан еврейской национальности. Более 6 миллионов евреев сгорело в огне Второй Мировой войны. Среди них было 12 тысяч барановичан.

17 декабря 1941 г. по распоряжению Барановичского гебитскомиссариата еврейским семьям было приказано оставить свои дома и, взяв только самое необходимое, переселиться в район гетто.

Около 11 кварталов города в районе нынешних улиц Богдановича, Царюка, Мицкевича, Гагарина и других были обнесены колючей проволокой. Здесь в страхе и унижении эти люди провели последние месяцы своей жизни.

На улице Пролетарской,  метрах в двухстах от переезда, по обе стороны железнодорожных путей, что ведут на Минск, сохранились так называемые «быки» - железнодорожные опоры, остатки моста с названием «Зеленый». Ранним утром 4 марта 1942 г. в гетто прибыли начальник СД и другие представители оккупационных властей. Они отобрали 3400 человек, которых вывезли в район Зеленого моста и расстреляли. Еще одна такая акция случилась 22 сентября 1942 г. – погибло более 3000 человек; в начале 1943 г. были уничтожены остальные уцелевшие.

В 2009 г. к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков на месте расстрела более 3000 евреев узников гетто у Зеленого моста была установлена памятная доска.

С марта 1942 года расстрелы евреев проводились ежедневно. Узников гетто вывозили на расстрел за город в район деревни Грабовец и Глинище. Созданная в 1944 г. Государственная комиссия по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории, расследуя места захоронений жертв фашистского террора, установила, что людей не только убивали выстрелами в голову, но и умерщвляли окисью углерода в специально оборудованных машинах-душегубках.

К концу декабря 1942 г. все узники гетто были уничтожены гитлеровцами, после чего на въезде в город со стороны Бреста была сделана надпись, гласившая, что Барановичи свободны от евреев.

Долгие годы останки  узников гетто оставались в местах уничтожения. Однако город рос, ямы-могилы, которые после заполнения убитыми специально сравнивались с землей, зарастали травой. В отдельных районах на местах захоронений началось строительство. Встал вопрос о перезахоронении останков узников Барановичского гетто. В1992 г. с такой просьбой к властям города обратились родственники убитых, живущие в различных государствах мира. В 1994 г. на углу улиц Куйбышева и Чернышевского на месте закрытого еще в довоенные годы старого еврейского кладбища, где были перезахоронены останки узников гетто, был открыт мемориальный комплекс.

За металлическим забором установлен скромный белый обелиск, на котором надпись на русском и иврите сообщает, что здесь, на старом еврейском кладбище, покоится прах невинно убитых людей. Это памятник из белого мрамора, привезенный из Израиля, изготовлен по образцу памятников, воздвигаемых в Иерусалиме.

«В братской могиле покоятся останки 12 тыс. жителей города, граждан еврейской национальности, узников гетто». Эта надпись сделана на могильной плите, на которой установлены две железобетонные колонны, объединенные аркой, как символы неразрывной связи прошлого и будущего. Железобетонные трубы и ворота, закрывающие вход к захоронению, символизирующие колючую проволоку гетто, за которую были брошены люди, и ворота, через которые их уводили на расстрел. На плите изображен щит Давида – символ еврейского народа.

К 60-летию трагической истории в памяти Барановичей, в декабре 2002 г., на месте, где проходила граница гетто, на пересечении улиц Царюка и Гагарина был открыт памятный знак жертвам фашизма. Надпись на металлической  плите из силумина на огромном валуне напоминает, что это место пропитано слезами тысяч людей, ожидающих здесь, за колючей проволокой, своей страшной участи. 12 опавших кленовых листьев из металла на валунах вокруг хранят память о 12 тысячах евреев, сгоревших в пламени войны.

Летом 1942 г. в Барановичах появилась огромная могила, в которой похоронены граждане еврейской национальности из Чехословакии и Австрии. 24 июля 1942 г. на станцию Барановичи-Полесские прибыли эшелоны из г. Терезина. В них находилось до 3000 мужчин и женщин, стариков и детей. В основном это были врачи, инженеры, учителя. Предложив прибывшим оставить вещи в вагонах и поехать к месту будущего проживания, людей стали организованно пересаживать в закрытые машины, которые направлялись в сторону урочища «Гай». Лесной массив находился в нескольких километрах от жилой застройки. В лесу заранее были выкопаны ямы, куда сбрасывали трупы умерщвленных и расстрелянных людей.

24 июня 1972 г., в день 30-летия со временем трагедии, в урочище «Гай» был открыт мемориальный комплекс.

С восточной стороны комплекса седыми и вечными свидетелями кровавой трагедии стоят три валуна. Комплекс открывает символический порог жизни и смерти. Будто ударом молнии расколота плита «порога»: спокойные плавные линии до войны и беспорядочные отпечатки ступеней человеческих ног, шагнувших за порог, чтобы пройти еще несколько десятков метров по зеленой траве навстречу гибели. Шаги обрываются у арки с колоколом в центре комплекса, где две двенадцатиметровые бетонные опоры сходятся вверху, образуя арку, напоминающую  заграждения гитлеровских лагерей. Вверху на арке закреплены два колокола: наружный – кованый легкий, подвижный, и внутренний – тяжелый чугунный. Специальные шарниры внешнего колокола при дуновении ветра ударяют по внутреннему, и тогда над урочищем плывет протяжный и тревожный колокольный звон.

Особые впечатления вызывают барельефы рук, закрепленные в нижней части арки, - сильные мужские руки, сжатые в кулак и рвущиеся к колоколу, чтобы ударить в набат; женские руки, простертые к небу с мольбой о помощи; старческие руки, бессильно зацепившиеся за край могилы; и маленькая беззащитная детская ручонка, потянувшаяся к жизни из огромной ямы-могилы, куда фашисты, сбрасывали детей живыми. Метрах в сорока от арки в глубине леса высится небольшая железобетонная плита. Это символический «эшафот», надпись на котором на русском и на чешском языках рассказывает, что здесь, в урочище «Гай», в июне 1942 г. немецко-фашистские захватчики зверски расстреляли граждан Чехословакии. Серая высокая «Стена расстрела» завершает мемориальный комплекс. Она сложена из 3-х тысяч камней разной величины в память о каждом погибшем. На двух гранитных досках, закрепленных на «стене», надпись «Светлой памяти чехословацких братьев» на русском и чешском языках.

Ели и сосны, березы и клены берегут покой людей, которых фашисты лишили не только жизни, но и права быть похороненными в родной земле. Эти деревья уже послевоенные, так как в 1943 году, когда в крае активизировалось партизанское движение, фашисты распорядились вырубить лес вдоль железной дороги на 300-400 метров вглубь.

Долгие годы имена погибших были неизвестны. Сейчас уже известно, что это были евреи из Чехословакии и Австрии. В музее есть список погибших из Австрии (это 1100 человек).

Авторами мемориала «Урочище Гай» стали скульптор М. Альтшуллер и архитекторы А. Маренич, А. Макаров и Н. Миловидов.

История создания Межрегиональной Общественной Организации

 «Клуб еврейской культуры «Шалом»

История современной еврейской общины в Барановичах началась в 1992 г., когда в Доме культуры собралась инициативная группа желающих заниматься возрождением традиций и культуры еврейского народа, и 19 октября 1992 г. было избрано правление из 10 человек во главе с председателем Любовью Евсеевной Львовой. Первым мероприятием стала организация празднования еврейского 5753 нового года. Квартира Львовой Л. Е. стала оплотом еврейской жизни города. Сами добывали литературу по  истории еврейского народа, его традициям, изучали самостоятельно иврит, чем могли, помогали друг другу.

14 сентября 2000 г. Масилевич Надежда Николаевна была избрана председателем ОО «Клуб еврейской культуры «Шалом» и исполняла обязанности по октябрь 2001 г.

В октябре 2001 г. председателем ОО «Клуб еврейской культуры «Шалом» была избрана Мальцева Людмила Михайловна, которая проработала 4 года.

В августе 2005 г. председателем ОО «Клуб еврейской культуры «Шалом» была избрана Талызина Людмила Михайловна.

В мае 2006 г. председателем ОО «Клуб еврейской культуры «Шалом» была избрана Кодрявец Ольга Анатольевна. С 2007 года руководит общиной Гольдштейн Раиса Давидовна.

За время существования клуба все его руководители ставили перед собой первостепенную задачу возрождения истории, культуры и традиций еврейского народа, а также оказания необходимой материальной и социальной поддержки малообеспеченным, социально незащищенным гражданам еврейской национальности. 

В клубе отмечаются традиционные еврейские праздники. На праздниках собирается от 100 до 120 человек. Рассказывается история праздника, поются песни на иврите, идиш, белорусском и русском языках, силами художественной самодеятельности даются концерты или исполняются небольшие сценки, посвященные тем событиям, к которым приурочен праздник. На праздник Песах приезжают волонтеры, студенты иешив из Израиля и Америки, чтобы провести в клубе Пасхальный Седер.

Направления деятельности общины:

  • проведение национальных еврейских праздников и благотворительных мероприятий;
  •  организация выставок, семинаров, конференций, встреч, круглых столов и других мероприятий, связанных с развитием еврейской культуры;
  • сотрудничество с международными организациями и отдельными гражданами;
  •  оказание материальной и иной помощи социально незащищённым и малообеспеченным гражданам, преимущественно еврейской национальности;
  •  благотворительная деятельность;
  •  создание банка данных о социально незащищённых гражданах еврейской национальности, нуждающихся в помощи, и лицах, имеющих желание и возможность оказывать такую помощь;
  •  осуществление деятельности, связанной с получением и распределением гуманитарной помощи среди членов МОО «Клуб еврейской культуры «Шалом»;
  • создание школ выходного дня;
  •  пропаганда своей деятельности через средства массовой информации.

Основные мероприятия:

  • Проведение шаббатов и традиционных еврейских праздников;
  •  Изучение истории и традиций еврейского народа;
  •  Экскурсии по еврейским местам;
  •  Участие в фестивалях национальных культур на уровне города, республики;
  •  Встреча с еврейскими организациями из других стран (Америка, Германия);
  •  Организация встреч с бывшими членами общины, уехавшими в Израиль;
  •  Знакомство с современным Израилем (еженедельная информация из Интернета, лекции, рассказывающие о жизни и творчестве знаменитых еврейских деятелей);
  •  Организация выставок на уровне города;
  •  Организация семейных клубов, компьютерных курсов, женских клубов (проект Кешер), программа «Мазль-тов»;
  •  Поздравление и чествование ветеранов ВОВ;
  •  Организация семинаров;
  •  Организация летнего отдыха для детей;
  •  Наведение и поддержание порядка в городских и районных еврейских памятных местах и т.д.

Очень большое внимание в клубе уделяется детям. Программа «Мазль-тов» работает с детьми от 3 до 7 лет. Данная программа в виде игр, сказок, дает детям возможность познать еврейские традиции, историю и культуру, начальные знания иврита.

Действуют программы и для молодежи, в которых молодые люди продолжают изучать историю, традиции и культуру еврейского народа, знакомятся с различными молодежными программами Израиля.

Очень интересно и трогательно проходят встречи членов нашей организации с членами организаций других стран (Америка, Германия). Знаменательная и памятная встреча произошла в июне 2003 года с друзьями из г. Ливермоль (штат Калифорния, США) - организация «Рука к руке», с которыми мы до сих пор поддерживаем отношения.

Особенно важное событие произошло в 2004 г., когда члены этой организации, дети Монти Зелина (сестры), подарили нашей общине Тору. Этот подарок был самым дорогим для всех членов клуба.

В клубе в 2004 году вышло 4 номера собственной газеты «Шахар» («Рассвет»), под редакцией члена клуба Алексея Давыдовича Пустовитовского. В газете освещалась жизнь клуба, его проблемы, печатались стихи членов клуба и т.д.

Председатель общины:

Гольдштейн Раиса Давидовна.


 Родилась 11 мая 1941 года в г. Молодечно, Минская область. Закончила школу в 1957 и поступила в Ленинградский полиграфическо-издательский техникум. После окончания техникума в 1969 г. была направлена на работу в типографию г. Шадринска Курганской области. В 1970 году возвратилась домой в г. Барановичи и работала в Барановичской укрупненной типографии мастером наборного цеха. Заочно окончила Минский институт народного хозяйства им. В.В.Куйбышева. Долгое время работала экономистом и до ухода на пенсию - начальником производственного отдела.


После ухода на пенсию в 1996 году ушла работать в редакцию объединенной газеты «Наш край». Проработала там 11 лет начальником компьютерного отдела.


Работая в редакции, принимала активное участие в возрождении еврейской общины г. Барановичи. Была избрана в правление общины, участвовала во всех мероприятиях, которые проходили в то время. В 2007 г. Была избрана председателем правления.